На заключительном мероприятии собрания Минералогического общества кандидат геолого-минералогических наук Крюков Виктор Глебович из Института горного дела ДВО РАН представил доклад на тему «Минеральные ресурсы Дальнего Востока: проблемы управления».
Виктор Глебович подчеркнул, что использование природных ресурсов играет ключевую роль в экономической структуре многих регионов Дальнего Востока. Управление этими ресурсами сталкивается с рядом проблем, требующих научного обоснования. Согласно докладу, одной из главных задач ближайших лет является переоценка «старых» горнорудных районов на основе научного анализа геологической информации и практического опыта.
Новый подход к научному обоснованию развития инфраструктурных зон в зависимости от недропользования, инфраструктуры и недропользователя может решить проблемы монопрофильного добывания полезных ископаемых и деградации горного комплекса. Он учитывает запасы, категорию сырья и ликвидность производства, протяженность трасс и тип дорог, а также размер инвестиций, объемы добычи и количество работающих. Это позволит не только более эффективно использовать минерально-сырьевую базу, но и предотвратить её быстрое истощение, способствуя сохранению мелких и средних предприятий, которые сейчас находятся под угрозой из-за практики продажи перспективных площадей вместо объектов с уже известными запасами драгоценных металлов.
В зависимости от предложенной классификации можно выделить несколько уровней управления недропользованием – федеральное, совместное и территориальное. Федеральное управление недропользованием относится к контролю и управлению уникальными и крупными по запасам месторождениями. Эти объекты являются стратегически важными для страны и требуют особого внимания и защиты со стороны государства. Совместное управление представляет собой ситуацию, когда объекты с промежуточными характеристиками месторождений находятся под контролем как федеральных, так и субъектов государства. Это позволяет эффективно управлять данными ресурсами и распределить ответственность на различных уровнях власти. Территориальное управление недропользованием должно охватывать мелкие и часть средних по запасам месторождений, которые передаются в полное управление субъектам Российской Федерации. Это способствует локализации и децентрализации управления ресурсами на региональном уровне.
Таким образом, необходимо создание Стратегии развития территорий с учетом уровней иерархии инфраструктурных зон и месторождений полезных ископаемых, которая обеспечит эффективное управление стратегическим и топливно-энергетическим сырьем, обеспечивая баланс между федеральными интересами и потребностями регионов. В случае Хабаровского края подобная стратегия имеет важное значение, так как регион обладает значительными запасами полезных ископаемых, включая такие крупные месторождения как Малмыжский и Мильканский. Создание горнодобывающих проектов на базе этих месторождений и последующее строительство перерабатывающих комплексов сможет не только повысить уровень добычи сырья, но и создать новые рабочие места, развить инфраструктуру региона и привлечь инвестиции.
Благодаря реализации данной стратегии можно ожидать значительный рост бюджетных поступлений в край. По оценкам экспертов, данный рост может составить около 25-30% от общего объема бюджета, что приведет к улучшению условий жизни местных жителей и экономическому развитию региона.