В течение последних 6 лет Минобрнауки России активно воплощает проект по созданию новых молодёжных научных лабораторий. На данный момент уже действует порядка 900 таких лабораторий в научных организациях и ВУЗах.
Молодёжные лаборатории представляют собой уникальный инструмент развития высококвалифицированных управленческих кадров в сфере науки и образования, который в том числе способствует решению проблемы «утечки мозгов» среди молодых учёных.
По результатам конкурсного отбора Министерства науки и высшего образования России, проект ИТИГ ДВО РАН был одобрен и получил финансовую поддержку для создания молодежной научной лаборатории.
Чтобы лучше понять важность и влияние молодежных научных лабораторий, мы обратились к заведующему Лабораторией комплексного исследования рудных объектов, кандидату геолого-минералогических наук Михаилу Архипову.
— Сейчас наука активно поддерживается различными федеральными и региональными фондами. Как вы считаете, господдержка влияет на развитие науки?
Финансовая господдержка является важным ключом в развитии науки, ведь она стимулирует учёных на проведение исследований и позволяет оплачивать расходы, связанные с этими исследованиями (полевые работы, расходные материалы для проведения исследований и прочее). И основным плюсом господдержки, конечно же, является возможность воплощения своих научных идей, благодаря чему учёный реализуется, как учёный.
— Михаил, правда ли, что молодежные научные лаборатории «окупаются дважды» и участие в подобных проектах является большим стимулом для молодых ученых?
Да, это действительно так. Молодежные научные лаборатории не только предоставляют молодым учёным возможность погружения в научную среду и получения практического опыта, но и способствуют развитию их профессиональных навыков. Участие в таких проектах стимулирует молодых специалистов к активной научной деятельности, помогает им раскрыть свой потенциал и обрести уверенность в своих силах.
— Какие еще плюсы вы видите в работе в молодежных научных лабораториях?
Создание молодежной лаборатории на базе ИТиГ ДВО РАН имеет множество плюсов, среди которых: возможность обновления приборной базы Института, дополнительное финансирование, направленное на оплату труда, проведение полевых работ… И одним из главных плюсов является возможность научного сопровождения работ производственных геологических организаций по доизучению и переоценке месторождений на промышленно-освоенных территориях ДВФО с целью повышения их металлогенического потенциала, что позволит более подробно изучить месторождения, разработать методы и подходы к более рентабельному извлечению благородных и критических металлов.
— Как вы считаете, является ли для молодых учёных создание молодежных лабораторий социальным лифтом? Почему?
Безусловно руководство и участие в подобных проектах является важной ступенью в работе учёного. Руководство в таких проектах помогает молодому специалисту реализовать свои идеи, учит, как добиться результатов, которые приведут к воплощению этой идеи и как эти результаты донести до общества. Ведь даже заявка в подобных проектах — это не только какая-либо идея, но и поэтапно разбитый план работы, финансирования, план ожидаемых результатов, научные журналы и конференции, в которых эти результаты можно представить… Создавая лишь заявку, учёный учится думать на несколько лет вперед, продумывая каждую мелочь в своей работе, что является важным умением в его работе.
— Почему вы решили стать руководителем целой лаборатории? Какие факторы повлияли на это решение?
Это первый проект, в котором я являюсь руководителем, и до него я был лишь участником в подобных проектах, поэтому хотелось более подробно узнать всю структуру такой работы. Несомненно, поддержка более опытных коллег повлияла на принятие решения стать руководителем лаборатории.
— Какие вызовы могут возникнуть при работе в молодежных научных лабораториях?
Конечно, в работе молодежных научных лабораторий могут возникать определенные трудности, связанные с нехваткой ресурсов, организационными вопросами и координацией работы. Однако, благодаря упорному труду и коллективному усилию, эти проблемы можно успешно преодолеть и достичь поставленных целей.
— Как вы видите будущее развития молодежных научных лабораторий в России?
Я уверен, что молодежные научные лаборатории будут продолжать играть ключевую роль в подготовке высококвалифицированных специалистов и стимулировании научных исследований. Важно поддерживать и развивать подобные проекты, чтобы обеспечить будущее научное развитие страны и привлечь талантливых молодых людей к науке.
— Есть ли рутина в вашей работе или это творческий процесс? Почему?
Конечно же рутинный процесс присутствует в работе (например, подготовка образцов, их монотонное измерение), однако дальнейшая обработка и интерпретация полученных результатов — это уже творческий процесс, потому что каждый человек по-разному может истолковать полученный результат.
— Какой совет вы бы дали молодым людям, которые в будущем хотели бы пойти в науку?
Работая в науке (да и в любой другой отрасли), нужно любить то, чем вы занимаетесь, тогда и будут результаты, а интерес к работе будет лишь расти.