Аспирантура становится первым шагом на пути становления молодого специалиста как будущего учёного. Аспирантура – первая ступень научной карьеры, которая закладывает основы научных знаний, формирует специфику мышления будущего учёного и характер будущей научной деятельности.
Нужна ли сегодня аспирантура? Какие преимущества она дает? Может ли научный статус помочь в продвижении по службе? Об этом и многом другом мы поговорили с Алексеенко Светланой Николаевной, учёным секретарем ИТИГ ДВО РАН.
— Светлана Николаевна, расскажите, что такое «аспирантура»? Какое значение она имеет для российского образования?
— Институт тектоники и геофизики им. Ю.А.Косыгина Дальневосточного отделения Российской академии наук принимает активное участие в подготовке научных и научно-педагогических кадров. Выпускники нашей аспирантуры могут работать в НИИ, в производственных организациях, преподавателями в вузах. Аспирантура является важнейшим этапом в жизни каждого молодого исследователя – это первый шаг на пути научной карьеры. Именно здесь будущий ученый под научным руководством ведущих специалистов института приобретает необходимый уровень знаний, умений и навыков для ведения исследовательской деятельности, определяется с тематикой своих научных изысканий, осуществляет подготовку кандидатской диссертации.
— Расскажите, как проходит обучение в аспирантуре? Какова его продолжительность? Чем оно отличается от обучения в вузе?
— Процесс обучения в аспирантуре по сравнению с обучением студентов имеет свою специфику. Программа аспирантуры включает в себя два компонента: научный компонент, т.е. научную деятельность, направленную на подготовку диссертации к защите, подготовку публикаций и (или) заявок на патенты на изобретения, выступления на конференциях с докладами и образовательный компонент. Поэтому современные аспиранты, также как и студенты, ходят на занятия и слушают лекции, сдают кандидатские экзамены по истории и философии науки, иностранному языку и по специальности. Обучение в аспирантуре сейчас только очное и составляет по нашим специальностям три года.
— Какие требования предъявляются к поступающим в аспирантуру в ИТиГ ДВО РАН?
— Чтобы учиться в аспирантуре, нужно сначала получить диплом специалиста или магистра. Поступить после бакалавриата нельзя. Легче всего учеба будет даваться тем, кто имеет опыт студенческой научной работы и защиты дипломного проекта. При апробации диплома приобретаются нужные навыки для будущей аспирантской научной деятельности.
— Каких специалистов готовят в аспирантуре ИТиГ ДВО РАН?
— В нашем институте ведется подготовка аспирантов по четырем научным специальностям: 1.6.1. — «Общая и региональная геология. Геотектоника и геодинамика»; 1.6.3.- «Петрология, вулканология; 1.6.9.- «Геофизика» и 1.6.10.- «Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых, минерагения». Можно выбрать любую из перечисленных специальностей. Выпускники могут работать во всех областях геологической науки и практики, проводить поиски месторождений нефти, газа и других полезных ископаемых, заниматься решением инженерно-геологических задач для строительства зданий и сооружений, заниматься изучением геофизических полей, проводить сейсмологические исследования и др.
— Как пройти на бюджет?
— Попасть на бюджетные места могут те, кто получает образование этого уровня впервые, а также при наличии квоты приема на целевое обучение. Других квот в аспирантуре нет, поэтому поступить по льготе или по итогам олимпиады нельзя. На бюджетную форму обучения прием проводится на конкурсной основе, согласно поданным документам и рейтингу баллов, набранных на вступительных экзаменах и с учетом индивидуальных достижений. Чем выше рейтинг, тем больше шансов пройти на бюджет. Кроме того, учиться в аспирантуре можно платно. Платным образование также будет для тех, кто получает второе высшее образование такого уровня.
— В связи с упразднением заочной формы обучения возникает вопрос: как быть тем, кто планирует совмещать учебу в аспирантуре с работой?
— Согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся имеют право на совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы. Главное условие — выполнять индивидуальный учебный план, поэтому аспиранты могут беспрепятственно совмещать работу с учебой.
— Многие ли прошедшие обучение связывают свой профессиональный путь с НИИ?
— Преимущество обучения в аспирантуре научно-исследовательского института РАН, в том числе ИТИГ ДВО РАН, состоит в том, что во время учебы аспиранты знакомятся с действующими научными школами, включаются в исследовательские коллективы и участвуют в работе по актуальным научным проектам и грантам. За счет этого формируется задел для успешного окончания аспирантуры, защиты кандидатской диссертации и предопределяется дальнейшая сфера деятельности и область исследований молодого ученого. Помимо этого, аспирант погружается в научную среду, учится получать и анализировать научную информацию, а еще, конечно, общается: участвует в организации и проведении конференций, совершает свои первые научные поездки, расширяет круг профессионального общения. Академическая среда обладает чем-то особенным: спецификой работы, традициями, дружелюбностью и культурой. Именно поэтому многие окончившие аспирантуру в нашем институте, связывают свой профессиональный путь с наукой и остаются работать здесь.
— С какими трудностями могут столкнуться аспиранты при подготовке кандидатской диссертации?
— Самое трудное, наверное, — правильно распределить время. Поскольку обязательным условием становится прохождение предзащиты, время для подготовки диссертации надо рассчитывать более точно. Опасность в том, что аспирант может не успеть написать диссертацию в отведенный срок. Что можно посоветовать? Четче планировать, согласовывать план с научным руководителем.
— Благодарим Вас, Светлана Николаевна. Какой совет Вы могли бы адресовать абитуриентам, которые планируют поступать в аспирантуру?
— Я бы настоятельно советовала абитуриентам уже при подготовке документов в аспирантуру серьезно продумать тему, цель и основные задачи диссертационного исследования, найти научного руководителя и согласовать с ним будущую работу. Работа над диссертацией — процесс не только серьезный, но и динамичный. Это наука и в смысле содержаний, и в смысле метода.
Срок подачи документов на 2024-2025 учебный год начинается с 14 мая и продлится до 31 июля – не упустите возможность пройти обучение в аспирантуре Института тектоники и геофизики им. Ю.А.Косыгина ДВО РАН и начать свой путь к академической карьере ученого!
Подробную информацию можно узнать здесь: Прием в аспирантуру на 2024 — 2025 учебный год.